Защита деловой репутации

 Еще несколько десятков лет назад люди черпали информацию из различных средств массовой информации – печатные издания, телевидение и радио. Но технологии не стоят на месте. Сейчас найти человека, кто не знает, что такое интернет, не пользуется всемирной паутиной для поиска информации достаточно проблематично. Благодаря ему, информация распространяется практически мгновенно и одновременно становится достоянием широкого круга общественности. Недобросовестные лица, для подрыва репутации других субъектов предпринимательской, иной экономической деятельности, распространяют заведомо ложные сведения о них. Как говориться, добиться репутации сложно, а потерять легко. Нередко испорченная репутация влечет за собой отказ других субъектов в заключении контракта, а порой и прекращением деятельности лица.

 Прежде, чем перейти к освещению основного вопроса, остановимся на расшифровке термина «деловая репутация». Под ним понимается положительный имидж о субъекте предпринимательской, другой экономической деятельности. Именно она оказывает огромное влияние на успехи в бизнесе, на заключении выгодных контрактов, а порой и продолжение дальнейшей деятельности. Мало найдется желающих, которые захотят иметь партнера по бизнесу с плохой репутацией. По этой причине, чтобы добиться положительной репутации и поддерживать ее на должном уровне приходиться на протяжении всего времени работать над ней.

 Если вести речь о судебной практике относительно деловой репутации, то она не связана только с положительным имиджем компании или ИП, простого гражданина или государственно органа, некоммерческой организации или муниципального органа. 

Что означает термин «опорочить деловую репутацию»

 Не все действия, которые одна сторона выполняет в отношении другой, расцениваются как создание отрицательного имиджа. Как показывает практика, Заявители, в своем большинстве, обращаются в суд, с целью восстановить свой положительный деловой имидж, который был испорчен путем распространения в отношении их ложных, порочащих сведений. В 2013 году в гражданское законодательство были внесены некоторые изменения, среди которых и положения, отраженные в ст. 152 ГК. Теперь, согласно новой редакции указанной правовой нормы иск можно подавать даже при распространении только ложных сведений. До внесения изменений, для подачи иска необходимо было наличие двух составляющих: 1 – порочащая информация и 2 - ложные сведения. Несмотря на внесенные изменения, количество исковых заявлений в суд о защите деловой репутации, связанных только с распространением ложной информации, минимальное.

Обстоятельства, позволяющие обратиться в суд

 Чтобы более детально рассмотреть данный вопрос, остановимся на случаях, которые позволяют заявителю обратиться за восстановлением репутации в арбитражный суд:

  • Информация подрывающая положительный имидж распространена при помощи СМИ, всемирной паутины, путем публичного выступления или распространилась «сарафанным радио», нашла свое отражение в служебной характеристике. Когда одно лицо собрало в отношении другого порочащие сведения, но они не стали достоянием гласности, т.е. не вышли за рамки отношений между сторонами, то здесь говорить о распространении нелицеприятных сведений нельзя.
  • Информация, свидетельствующая о действиях одной стороны, носит порочащий характер. В данном случаи речь идет исключительно о распространении сведений в отношении субъекта, связанных с нарушением им законодательства, моральных принципов, деловой этики, нечестность в отношении других лиц при осуществлении своей деятельности. 
  • Информация, представленная одним лицом в отношении другого не соответствует действительности или является недостоверной. Здесь лицу, которое сообщило такие сведения необходимо доказать, что они имели место. В том случае, когда доказательств представить невозможно, то такая информация подлежит опровержению.

Какие сведения не могут расцениваться, как порочащие деловую репутацию

  • информация передается одной стороной в отношении другой, не в качестве утверждения, а как предположение или имеет вопросительную форму; 
  • представленные сведения ни что иное, как мнение автора, поскольку Конституция не запрещает любому гражданину иметь свое мнение.

 Когда в отношении субъекта предпринимательской деятельности распространяется другим лицом (лицами) порочащие сведения, это наносит вред его репутации и она может быть полностью или частично утрачена. Ее утрата влечет за собой и причинение морального вреда. Согласно ст. 151 Гражданского кодекса, только физическое лицо наделяется правом на возмещение морального вреда.

 Дела о защите деловой репутации подведомственны арбитражным судам. Что касается защиты деловой репутации физического лица, то в рамках одного искового заявления рассматриваются требования относительно не только деловой репутации, но и чести, достоинства.

 В качестве Истца по данной категории дел выступают лица, которые считают, что в отношении их распространена информация порочащая деловую репутацию. Обязанность доказывания порочащих сведений возлагается на заявителя. В свою очередь Ответчик наделен правом, что сведения, которые им были распространены реальны, события и обстоятельства имели место в реальном времени, вся представленная им информация достоверна. Другими словами Ответчик может и не отстаивать свою позицию, не предоставлять доказательства. Но лучше всего подготовиться к судебному процессу и предоставить необходимые для суда доказательства своей правоты. Существует и досудебный порядок урегулирования спора. Лицо, которое считает, что в отношении его была распространена порочащая информация, может направить второй стороне претензию со своими доводами и возражениями. Такой порядок для дел, связанных с защитой деловой репутации не обязателен. Можно миновав его сразу же подавать иск в суд.

 В качестве Ответчика по рассматриваемому спору могут привлекаться, как один, так одновременно и несколько лиц, которые непосредственно связаны с распространением информации в отношении субъекта. К примеру, редакция газеты или журнала, в котором были опубликованы сведения порочащего характера. Обратите внимание, что даже в случае, когда лицо, распространившее порочащую информацию, установить не представляется (анонимная информация) возможным, право заявителя на обращение в суд сохраняется.

Какие требования в иске может указать Заявитель

 Обращаясь с заявлением в суд, Заявитель наделяется правом заявить ниже следующие требования: 

  • тем же способом, которым были распространены в отношении его порочащие сведения, распространить опровержения;
  • если информация была размещена на просторах всемирной паутины – удалить ее с ресурса;
  • опубликовать свои возражения на порочащие сведения;
  • в том случаи, если Заявитель сумеет доказать, что в результате недостоверной информации он понес убытки, требовать от второй стороны их возмещения;
  • несмотря на то, что законодательстве прямо не говориться о возмещении «репутационного вреда», как показывает практика, довольно часто, при рассмотрении дел, где в качестве Истца выступает юридическое лицо, он подлежит взысканию;
  • возмещение морального вреда. Ранее мы говорили, что только физические лица наделены таким правом.

 В арбитражном суде данная категория дел считается одной из самых сложных и противоречивых. Если Вы столкнулись с вопросом, относительно защиты своей деловой репутации, не старайтесь самостоятельно отстоять свои интересы в суде. Не тратьте время понапрасну, а незамедлительно обращайтесь к юристам нашей компании. Высококвалифицированные специалисты помогут Вам восстановить справедливость и свое доброе имя.

 

Поделиться