Жалоба на МФО
При заключении кредитного договора с МФО стоит обязательно изучить все пункты. В особенности свои права и обязанности. И если организация вдруг начнет вести себя неправомерно, заемщик должен четко понимать, как и куда подать жалобу.
Не каждая причина достойна жалобы
Не всегда недовольство должника имеет под собой юридические основания. Например, мало кому нравится, если сотрудники МФО начинают звонить и выяснять причины задержки платежей. Но жаловаться бессмысленно: своевременные выплаты — обязанность именно должника. Или долг передают коллекторскому агентству, однако этот пункт, как правило, четко прописан в договоре.
В каких же ситуациях имеет смысл обращаться в вышестоящие инстанции? Их довольно много:
● в договоре прописана возможность досрочного погашения долга, однако сотрудники препятствуют этому;
● организация своевольно повысила кредитную ставку, не сообщив об этом своему клиенту;
● появление долга после оплаты всех процентов по кредиту. Например, у заемщика остается долг в размере нескольких рублей, который можно погасить за одну минуту. Однако МФО так долго тянут с уведомлением о задолженности, что долг успевает вырасти до нескольких тысяч рублей;
● компания отказывается выплатить положенные по закону компенсации и комиссии;
● сотрудники организации настолько непрофессиональны и некомпетентны, что составляют договор с грубейшими ошибками и позволяют себе звонить клиенту в ночное время.
Куда и как жаловаться?
Жалоба на МФО должна осуществляться по всем правилам: гражданину нужно написать заявление, в котором обязательно указать свои паспортные данные, подробно описать суть жалобы и подтвердить свое недовольство ксерокопиями кредитного договора.
Для наказания недобросовестных МФО существует четыре организации. Финансовый омбудсмен может выступать в роли общественного примирителя. С его помощью получится уладить дело, не доводя до суда. К ФО следует обращаться в том случае, если организация заверила декларацию о передаче спора. Кстати, сам предмет спора тоже должен соответствовать определенным требованиям:
● компания взимает незаконные комиссии;
● коллекторы ведут себя неправомерно;
● организация требует досрочного погашения кредита, хотя это требование нарушает права заемщика;
● у должника есть веские основания, объясняющие причину задержки выплаты.
Альтернативой финансовому омбудсмену выступает НП «МиР»: обратиться туда может заемщик компаний, заключивший договор с посредником-миротворцем. Как правило, обращение оказывается эффективным и в 9 из 10 случаев сторонам удается достичь компромисса.
Еще один вариант — обращение в Центробанк. Перед обращением заемщик может позвонить по специальному номеру и проконсультироваться, действительно ли жалоба необходима. Если это так, то заявление заполняется прямо на сайте, либо вручную и отправляется заказным письмом.
В некоторых случаях гражданин имеет право обращаться прямиком в Федеральную Антимонопольную Службу. Например, если услуги МФО не соответствуют тому, что компания демонстрирует в рекламе.
