Досудебная претензия

 В жизни каждого человека возникают спорные ситуации. Как правило, конфликты мы стараемся решить мирным способом, путем переговоров. Но не всегда этот шаг оказывается действенным. Порой приходится направлять в адрес второй стороны официальную бумагу. Сразу же отметим, что любой официальный документ, направленный в адрес второй стороны считается досудебным юридическим действием. Исходя из этого, любое письмо, направленное другому лицу с каким-либо требованием следует расценивать, как досудебную претензию. 

 Заострите внимание, что не все категории дел требуют обязательного досудебного порядка урегулирования спора. В Гражданском процессуальном кодексе России четко определены категории дел, которые требуют досудебной процедуры. Кроме того, в договоре, стороны могут отразить обязательность досудебного порядка, но это не обязанность, а желание сторон. 

 

Законодательство о претензии

 По сей день законодательство не дает правовой регламентации относительно формы и стиля, структуры описываемого документа. Исходя из этого, она может быть составлена в любой письменной форме и в любом стиле. Но если обратиться к образцам претензии на просторах Интернета, то мы увидим там определенную форму и стиль, структуру документа. Это связанно с тем, что большинство юристов-практиков предпочитают изначально максимально полно заложить в документ информацию и исходят из требований, предъявляемых гражданским законодательством к составлению исковых заявлений. 

 Большинство наших соотечественников, посмотрев на такой документ «бегут сломя голову» к юристам, чтобы они составили претензию. Бесспорно, это правильное решение, когда дело действительно серьезное. Но когда, как говорят в народе «выеденного яйца» не стоит, то и не зачем тратить деньги и получать документ, подготовленный на уровне международных соглашений. Такое письмо можно составить самостоятельно, даже написав его от руки, в эмоциональном стиле и т.д. Ниже мы остановимся на основных моментах, которые необходимо отразить в претензии. 

 

С какой целью направляется претензия

 Выше мы говорили, что направление претензии не является обязательной для всех категорий дел. Но, как показывает практика, в большинстве случаев, даже если об этом прямо не указано в законе, не отражено в заключенном договоре, стороны конфликта стараются разрешить спор мирным путем, т.е. в досудебном порядке. Такой подход позволяет сохранить между сторонами партнерские отношения. Довольно редко, но все же, бывают ситуации, когда одна из сторон просто забыла выполнить свои обязательства перед второй. В таких ситуациях даже не нужно направлять претензию, достаточно позвонить по телефону и напомнить об этом. 

 Вторым плюсом направления досудебной претензии, является то, что, если дело дойдет до суда, она станет весомым доказательством при рассмотрении возникшего конфликта. 

 Чем еще хороша претензия. Одна сторона фиксирует названым документом факт нарушения ее прав второй стороной. Другими словами, с этого момента приостанавливает течение срок исковой давности. Для наглядности приведем пример. Лицу был поставлен недоброкачественный товар. Он наделяется правом его вернуть обратно не позднее 14 дней с момента приобретения. В установленные 14 дней мы направляем второй стороне претензию. С этого момент срок давности останавливается, и не будет продолжаться до полного, всестороннего рассмотрения ситуации. 

 

Структура документа

 В нескольких словах остановимся на основных моментах, которые необходимо отразить в претензии, направляемой второй стороне. 

1. В верхнем правом углу указываем, кому именно направляем письмо (если физическому лицу, то полные Ф.И.О., место проживания, если юридическому лицу, то полное наименование организации, юридический адрес и т.д.). Ниже, аналогичные данные указываем по отправителю документа.

2. Наименование документа

3. Описательная часть. Здесь излагаем все обстоятельства конфликта:

3.1 когда было заключено соглашение, или приобретен товар, оказана услуга (все зависит от ситуации);

3.2 какие пункты договора не были выполнены второй стороной;

3.3 по возможности отразить конкретные нормативно-правовые акты, которые нарушила сторона с указанием конкретных статей, пунктов, подпунктов и т.д.

4. Требования к адресату претензии. Здесь указываем конкретные требования, исходя из обстоятельств дела, отраженных в описательной части документа.

5. Дата и подпись, Фамилия и инициалы отправителя.

6. Перечень документов, которые направляются вместе с претензией.

 

 В законодательстве четко определено, что на рассмотрение претензии и дачу ответа отводится 30 дней. По их истечению, если адресат не дал никакого ответа, вообще проигнорировал письмо, можно смело подавать исковое заявление в суд. Обратите внимание, что податель претензии не должен требовать от ее получателя ответа. В ходе судебного разбирательства суд не будет выяснять причинным, по которым Ответчик не дал ответ на официальное письмо, его будет интересовать сам факт досудебного порядка урегулирования спора. 

 

Вывод

 Еще раз повторимся, что определенных требований к оформлению, стилю, структуре данного документа в законодательстве нет. Но в то же время, грамотно, официально составленный документ, если дело дойдет до суда, будет иметь огромный вес. Кроме того, даже для второй стороны, если в претензии будут отражены нарушенные им пункты договора, указаны ссылки на законы, которые он нарушил, возымеет большее действие, чем обычное письмо, составленное от руки.

 Необходимо составить юридически грамотно претензию? Не видим в этом ничего сложного. Обращайтесь в нашу специализированную компанию, мы поможем. За время работы, наши юристы чуть ли не ежедневно подготавливают подобного рода документы. Составленная претензия нами, если того потребует ситуация, ляжет в основу подготовки искового заявления. 

 Возникли вопросы? На нашем официальном сайте указаны контактные данные, смело обращайтесь и получайте на них ответы. 

 

Поделиться

E-COMMERCE Black-20

Задать вопрос юристу: