Налоговые споры

 Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни сталкивался с налоговыми службами. Какой бы мы не коснулись сферы деятельности, везде уплачивается налог. Под налогом понимается не только прямое отчисление, но и косвенные. К примеру, покупка в магазине. Здесь, продавец закладывает в стоимость товара НДС, т.е. налог на добавленную стоимость. Другими словами покупая хлеб или молоко мы уже платим налог. 

 На практике, довольно часто, можно сказать чуть ли не ежедневно, наши соотечественники вступают в споры с налоговой инспекцией. 

 

Что такое налоговый спор?

 Под названым термином в юриспруденции понимается конфликтная ситуация, которая возникла между лицом (физическим, юридическим) и государственным органом, в данном случае, в лице налоговой инспекции по поводу исчислений и уплаты налогов.

 Если посмотреть на арбитражную практику, то по сей день налоговые споры, являются одними из самых сложных дел, рассматриваемых судами. Несмотря на то, что Федеральная налоговая служба пытается уменьшить количество спорных ситуаций, все же россияне довольно часто обращаются в судебные инстанции за восстановлением своих прав. Причин, по которым граждане и юридические лица обращаются в суд по поводу налоговых споров масса. Регулярно появляются на свет новые нормативно-правовые акты относительно налогового законодательства. Довольно часто нормы права по налогам вступают в противоречия друг с другом, что и порождает споры. Исходя из судебной практики, основными причинами споров являются:

  1. нормативный акт нарушает действующее законодательство по налогам и сборам;
  2. действия, а равно бездействие должностного лица налогового органа нарушает законодательство, ущемляет права и законные интересы налогоплательщика;
  3. взыскание с налогоплательщика денежных средств по обязательным платежам и санкциям;
  4. взыскание с налогового органа денежных средств, которые были взысканы с налогоплательщика незаконно;
  5. возврат излишне перечисленной суммы денег налогоплательщиком;
  6. взыскание убытков, которые понес налогоплательщик в результате незаконных действий или бездействий должностного лица налогового органа.

 

Разрешение споров

 На законодательном уровне закреплено два основных вида разрешения возникших спорных ситуаций с налоговыми органами:

  1. Досудебный порядок.
  2. Путем подачи искового заявления в суд.

 Ниже рассмотрим каждый из названых видов.

 

Досудебный порядок

 В последние годы суды, как показывает судебная практика, переполнены различными исками, в том числе и к налоговым органам. Поэтому, на первоначальном этапе нужно постараться урегулировать спорный вопрос мирным путем. 

 Жалобу на действие, а равно бездействие должностного лица налоговой службы может подать любое заинтересованное лицо в вышестоящую инстанцию. Это закреплено в ст.ст. 137 и 138 Налогового кодекса (НК). Также в соответствии с требованиями, закрепленными в ст. 139 НК решение, вынесенное налоговым органом, подлежит обжалованию в вышестоящую инстанцию. Нюансом является то, что жалоба на орган, решение которого обжалуется, в обязательном порядке должна подаваться в вышестоящую инстанцию через этот же орган. Несоблюдение этого порядка, может повлечь за собой оставление жалобы без рассмотрения. 

 Жалобу можно подать

  • лично, путем обращения в налоговый орган;
  • через почтовые отделения связи, направив заказное письмо с уведомлением о получении адресатом жалобы;
  • через официальный сайт Федеральной налоговой службы. 

 Жалобы направляется в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован налогоплательщик. Заявитель, по своему желанию имеет право лично, либо через своего представителя, принимать участие в рассмотрении жалобы. 

 В том случае, когда результат рассмотрения не устраивает заинтересованное лицо, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд. 

 

Разрешение налоговых споров через суд

 Под термином разрешение налоговых споров в судебном порядке понимается особая процедура, которая определяет законность вынесенного должностным лицом решения, а равно его действий или бездействий. Данная категория дел рассматривается арбитражными судами. Помимо положения, закрепленного в ст.138 Налогового кодекса, при подаче иска в суд, требуется руководствоваться и Арбитражно-процессуальным кодексом, судебными актами Верховного и Конституционного суда, а также подзаконными нормативно-правовыми актами, регулирующими подобного рода споры. 

 Исковое заявление составляется в соответствии с действующим законодательством.

 Данный документ должен содержать:

  1. Наименование суда, куда направляется жалоба на решение, действие или бездействие должностного лица налоговой инспекции.
  2. Полные данные заявителя.
  3. Информация о налоговом органе.
  4. Наименование документа.
  5. Обстоятельства возникшего спора.
  6. Доказательства того, что решение вынесено незаконно, или действиями, либо бездействием были нарушены права и законные интересы заявителя. Мы рекомендуем в тексте делать ссылки на конкретные нормативно-правовые акты (наименование Федерального закона, статья, пункт, подпункт и т.д.).
  7. Требования, которые заявляет лицо для разрешения в суде.
  8. Дата, подпись, Фамилия и инициалы.
  9. Приложение (перечень документов, которые направляются, как доказательства своей позиции. В случае, когда лицо не может или не желает лично принимать участие в деле, можно направить доверенность на своего Представителя.). 

 

Итог

 Как говорилось выше, споры с налоговой инспекцией являются одними из самых сложных конфликтных ситуаций. Все мы знаем, как государство стремится отобрать последнюю копейку у налогоплательщика. Доказать, даже в суде (суд стоит, в первую очередь, на стороне государства) весьма и весьма сложно. Самостоятельно, не имея опыта и должных познаний сделать это будет довольно сложно, а положа руку «на сердце», практически не реально.

 Но и в этой ситуации есть выход – обращение в нашу юридическую компанию. Мы одни из немногих в России, которые всегда приходят на помощь, даже в ситуациях, казалось бы безвыходных. Наши специалисты досконально знают законодательство и умеют найти те правовые нормы, которые помогут отстоять права и законные интересы клиента. 

 

Поделиться